Профессиональное образование
Проект Стратегии развития профессионального образования Брянской области на период до 2020 года.
Подготовку по программам среднего профессионального образования реализуют 49 образовательных организаций, в том числе:
- 39 профессиональных образовательных организаций, из них 4 филиала;
- 10 образовательных организаций высшего образования, из них 8 филиалов.
Общая характеристика системы СПО приведена на рисунке 1.
Контингент обучающихся составляет 23441 чел., в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 4679 чел. (20,0% от общей численности обучающихся в субъекте), по программам подготовки специалистов среднего звена – 18762 чел. (80,0% от общего численности обучающихся в субъекте). Прием студентов составляет 7599 чел., выпуск – 5550 чел. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от контингента студентов очной формы обучения, приведено на рисунке 2.

Рисунок 1 – Общая характеристика системы СПО субъекта

Рисунок 2
В Брянской области осуществляется подготовка по 36 профессиям и 84 специальностям СПО. Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Код и наименование профессии/
специальности СПО
|
Количество образовательных организаций, реализующих профессию/
специальность
|
Прием обучающихся, чел.
|
Средний балл аттестата, принятых на обучение
|
Количество заявлений поступающих, поданных на 1 бюджетное место, ед.
|
всего
|
в том числе
|
бюджет
|
ПВЗ
|
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
|
19.01.17 - Повар, кондитер
|
7
|
323
|
322
|
1
|
3,62
|
1,07
|
23.01.03 - Автомеханик
|
10
|
172
|
167
|
5
|
3,59
|
1,04
|
15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
|
8
|
140
|
140
|
0
|
3,46
|
1,05
|
43.01.02 - Парикмахер
|
7
|
129
|
129
|
0
|
3,67
|
1,12
|
35.01.13 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
|
5
|
128
|
128
|
0
|
3,42
|
1
|
38.01.02 - Продавец, контролер-кассир
|
5
|
104
|
104
|
0
|
3,35
|
1
|
08.01.08 - Мастер отделочных строительных работ
|
7
|
103
|
103
|
0
|
3,32
|
1
|
23.01.08 - Слесарь по ремонту строительных машин
|
3
|
79
|
79
|
0
|
3,32
|
1,04
|
23.01.09 - Машинист локомотива
|
2
|
69
|
69
|
0
|
3,84
|
1
|
08.01.07 - Мастер общестроительных работ
|
3
|
68
|
68
|
0
|
3,39
|
1
|
Программы подготовки специалистов среднего звена
|
33.02.01 - Фармация
|
2
|
415
|
0
|
415
|
4,06
|
0
|
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
|
16
|
309
|
187
|
122
|
3,94
|
2,73
|
23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
|
9
|
302
|
273
|
29
|
3,86
|
1,92
|
35.02.07 - Механизация сельского хозяйства
|
7
|
301
|
280
|
21
|
3,76
|
1,3
|
08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
|
4
|
248
|
170
|
78
|
3,8
|
2,37
|
19.02.10 - Технология продукции общественного питания
|
6
|
239
|
189
|
50
|
4,09
|
1,48
|
34.02.01 - Сестринское дело
|
3
|
237
|
100
|
137
|
4,17
|
4,26
|
49.02.01 - Физическая культура
|
4
|
203
|
167
|
36
|
3,94
|
1,93
|
09.02.03 - Программирование в компьютерных системах
|
7
|
198
|
194
|
4
|
3,92
|
1,24
|
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
|
6
|
181
|
70
|
111
|
4,05
|
3,53
|
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ, приведено на рисунке 3.

Рисунок 3
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение среднего профессионального образования
Показатель обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение среднего профессионального образования (далее – показатель доступности СПО) определяется как численность приема на программы СПО за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования.
Установлено рекомендуемое минимальное значение показателя доступности СПО: 50 человек. Показатель доступности СПО в субъекте составляет 44 человека.
Обеспечение педагогическими кадрами системы СПО
Общая численность штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составляет 1627 чел., в том числе 1314 преподавателей и 313 мастеров производственного обучения.
Распределение штатных преподавателей и мастеров производственного обучения по возрастным категориям представлено на рисунке 4.

Рисунок 4
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в субъекте составляет 33,9% (значение данного показателя по России составляет – 33,5%).
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы установлен показатель «Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения» (далее – численность студентов на 1 педагогического работника) на период до 2020 года. В 2015 году нормативное значение данного показателя – 11,5 человек.
В Брянской области численность студентов на 1 педагогического работника в 2015 году составила 12,1 человек из расчета педагогической нагрузки на одного педагогического работника в объеме 1 ставки.
Практико-ориентированное обучение
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся в регионе по программам СПО, составляет 8,4% (значение по России – 8,5%). Договоры о целевом обучении заключены студентами 13 образовательных организаций (26,5% от общего количества образовательных организаций субъекта).
10 образовательных организаций используют технологии дуального обучения, что составляет 20,4% от их общего количества.
В 4 образовательных организациях региона (8,2% от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО 3,1% (значение по России – 10,37%).
Реализация профессий и специальностей ТОП-50
В субъекте реализуются 26 профессий и специальностей ТОП-50 (рисунок 5), что составляет 50,0% от общего списка ТОП-50. В общем количестве профессий и специальностей, реализуемых в регионе, доля ТОП-50 составляет 21,7%.
Общие сведения о реализации профессий и специальностей ТОП-50 приведены в таблице 2.
Таблица 2
Доля приведенного контингента по ТОП-50 в общем приведенном контингенте, %
|
Доля приведенного контингента (бюджет) по ТОП-50 в общем приведенном контингенте (бюджет), %
|
Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в числе реализуемых профессий/
специальностей, %
|
Количество образовательных организаций, реализующих ТОП-50, ед.
|
Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в общем числе профессий/ специальностей ТОП-50, %
|
ПОО
|
вуз
|
филиал ПОО
|
филиал вуза
|
32,2
|
37,1
|
21,7
|
28
|
2
|
2
|
5
|
50,0
|

Рисунок 5 – Приведенный контингент обучающихся по профессиям и специальностям ТОП-50, реализуемым в субъекте
Материально-техническая база образовательных организаций
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательной организации составила 1,2% (значение по России – 2,27%). В течение 2015 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 18 образовательных организаций, т.е. 36,7% от общего количества образовательных организаций субъекта.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательной организации составила 2,4% (значение по России – 1,55%). Максимальное значение данного показателя в разрезе образовательных организаций региона составило 29,06%. В целом, вложение бюджетных средств в развитие базы сделали 19 образовательных организаций.
В 2015 году 20 образовательных организаций не направляли на развитие базы как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования равен 28,4% (значение по России – 25,02%). Мониторинг показал, что 22 образовательные организации, т.е. 44,9% от общего количества образовательных организаций субъекта, в течение последних 5 лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. В 6 образовательных организациях материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.