Наверх
Горячая линия

Департамент образования и науки
Брянской области

Главная / Образование / Профессиональное образование

Профессиональное образование

Проект Стратегии развития профессионального образования Брянской области на период до 2020 года.

Подготовку по программам среднего профессионального образования реализуют 49 образовательных организаций, в том числе:

-       39 профессиональных образовательных организаций, из них 4 филиала;

-       10 образовательных организаций высшего образования, из них 8 филиалов.

Общая характеристика системы СПО приведена на рисунке 1.

Контингент обучающихся составляет 23441 чел., в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 4679 чел. (20,0% от общей численности обучающихся в субъекте), по программам подготовки специалистов среднего звена – 18762 чел. (80,0% от общего численности обучающихся в субъекте). Прием студентов составляет 7599 чел., выпуск – 5550 чел. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от контингента студентов очной формы обучения, приведено на рисунке 2.

Рисунок 1 – Общая характеристика системы СПО субъекта

Рисунок 2

В Брянской области осуществляется подготовка по 36 профессиям и 84 специальностям СПО. Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Код и наименование профессии/

специальности СПО

Количество образовательных организаций, реализующих профессию/

специальность

Прием обучающихся, чел.

Средний балл аттестата, принятых на обучение

Количество заявлений поступающих, поданных на
1 бюджетное место, ед.

всего

в том числе

бюджет

ПВЗ

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

19.01.17 - Повар, кондитер

7

323

322

1

3,62

1,07

23.01.03 - Автомеханик

10

172

167

5

3,59

1,04

15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

8

140

140

0

3,46

1,05

43.01.02 - Парикмахер

7

129

129

0

3,67

1,12

35.01.13 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

5

128

128

0

3,42

1

38.01.02 - Продавец, контролер-кассир

5

104

104

0

3,35

1

08.01.08 - Мастер отделочных строительных работ

7

103

103

0

3,32

1

23.01.08 - Слесарь по ремонту строительных машин

3

79

79

0

3,32

1,04

23.01.09 - Машинист локомотива

2

69

69

0

3,84

1

08.01.07 - Мастер общестроительных работ

3

68

68

0

3,39

1

Программы подготовки специалистов среднего звена

33.02.01 - Фармация

2

415

0

415

4,06

0

38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

16

309

187

122

3,94

2,73

23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

9

302

273

29

3,86

1,92

35.02.07 - Механизация сельского хозяйства

7

301

280

21

3,76

1,3

08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

4

248

170

78

3,8

2,37

19.02.10 - Технология продукции общественного питания

6

239

189

50

4,09

1,48

34.02.01 - Сестринское дело

3

237

100

137

4,17

4,26

49.02.01 - Физическая культура

4

203

167

36

3,94

1,93

09.02.03 - Программирование в компьютерных системах

7

198

194

4

3,92

1,24

40.02.01 - Право и организация социального обеспечения

6

181

70

111

4,05

3,53

Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ, приведено на рисунке 3.

Рисунок 3

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение среднего профессионального образования

Показатель обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение среднего профессионального образования (далее – показатель доступности СПО) определяется как численность приема на программы СПО за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования.

Установлено рекомендуемое минимальное значение показателя доступности СПО: 50 человек. Показатель доступности СПО в субъекте составляет 44 человека.

Обеспечение педагогическими кадрами системы СПО

Общая численность штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составляет 1627 чел., в том числе 1314 преподавателей и 313 мастеров производственного обучения.

Распределение штатных преподавателей и мастеров производственного обучения по возрастным категориям представлено на рисунке 4.

Рисунок 4

Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в субъекте составляет 33,9% (значение данного показателя по России составляет – 33,5%).

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы установлен  показатель «Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения» (далее – численность студентов на 1 педагогического работника) на период до 2020 года. В 2015 году нормативное значение данного показателя –  11,5 человек.

В Брянской области численность студентов на 1 педагогического работника в 2015 году составила 12,1 человек из расчета педагогической нагрузки на одного педагогического работника в объеме 1 ставки.

Практико-ориентированное обучение

Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся в регионе по программам СПО, составляет 8,4% (значение по России – 8,5%). Договоры о целевом обучении заключены студентами 13 образовательных организаций (26,5% от общего количества образовательных организаций субъекта).

10 образовательных организаций используют технологии дуального обучения, что составляет 20,4% от их общего количества.

В 4 образовательных организациях региона (8,2% от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО 3,1% (значение по России – 10,37%).

Реализация профессий и специальностей ТОП-50

В субъекте реализуются 26 профессий и специальностей ТОП-50 (рисунок 5), что составляет 50,0% от общего списка ТОП-50. В общем количестве профессий и специальностей, реализуемых в регионе, доля ТОП-50 составляет  21,7%.

Общие сведения о реализации профессий и специальностей ТОП-50 приведены в таблице 2.

Таблица 2

Доля приведенного контингента по ТОП-50 в общем приведенном контингенте, %

Доля приведенного контингента (бюджет) по ТОП-50 в общем приведенном контингенте (бюджет), %

Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в числе реализуемых профессий/

специальностей,
%

Количество образовательных организаций, реализующих ТОП-50, ед.

Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в общем числе профессий/ специальностей ТОП-50, %

ПОО

вуз

филиал ПОО

филиал вуза

32,2

37,1

21,7

28

2

2

5

50,0

Рисунок 5 – Приведенный контингент обучающихся по профессиям и специальностям ТОП-50, реализуемым в субъекте

Материально-техническая база образовательных организаций

Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательной организации составила 1,2% (значение по России – 2,27%). В течение 2015 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 18 образовательных организаций, т.е. 36,7% от общего количества образовательных организаций субъекта.

Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательной организации составила 2,4% (значение по России – 1,55%). Максимальное значение данного показателя в разрезе образовательных организаций региона составило 29,06%. В целом, вложение бюджетных средств в развитие базы сделали 19 образовательных организаций.

В 2015 году 20 образовательных организаций не направляли на развитие базы как бюджетные, так и внебюджетные средства.

Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования равен 28,4% (значение по России – 25,02%). Мониторинг показал, что 22 образовательные организации, т.е. 44,9% от общего количества образовательных организаций субъекта, в течение последних 5 лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. В 6 образовательных организациях материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.



  Департамент образования в социальных сетях:
Создание сайта — компания "Альма", 2013
Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы: