Наверх
Горячая линия

Департамент образования и науки
Брянской области

Главная / Контрольно-надзорная деятельность / Контроль качества образования / Информация о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок

 

Информация о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок

Основные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе федерального государственного контроля качества образования, и меры по их предупреждению

 

Основные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе федерального государственного контроля качества образования в общеобразовательных организациях при проверке образовательных программ.

В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основные образовательные программы по уровням общего образования разработаны без учета ряда требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

- в пояснительной записке не описаны  общие подходы к организации внеурочной деятельности;

- отсутствуют планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) по ряду учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;

- при описании системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП, программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы образовательная организация не отражает свою специфику и особенности работы;

- в организационном разделе ООП отсутствует календарный учебный график,учебный план на уровень образования, план внеурочной деятельности не определяет объем внеурочной деятельности на уровне образования;

- в системе условий реализации ООП ООО отсутствует обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях, не показан механизм достижения целевых ориентиров в системе условий,  отсутствует сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий, контроль состояния системы условий.

Структура рабочих программ учебных предметов, не в полной мере соответствует требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. В частности,  структура рабочих программ учебных предметов 1-4 классов не соответствует п.19.5 ФГОС НОО; структура рабочих программ учебных предметов 5-9 классов не соответствует п.18.2.2 ФГОС ООО.

В нарушение п.19.5 ФГОС НОО, п.18.2.2 ФГОС ООО в рабочих программах  курсов внеурочной деятельности при описании содержания не указаны формы организации и виды деятельности. Кроме того, в план внеурочной деятельности включены различные мероприятия в рамках работы классного руководителя, мероприятия спортивной направленности, однако для этих ситуаций не разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности.

В нарушение п.13) ч.3 ст.28Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями не в полной мере обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования:

- вобразовательной организацией не в полной мере  сформирован набор документов, который регламентирует функционирование  системы оценки качества образования;

- анализ результатов оценочных процедур в основном носит констатирующий характер, отсутствуют  аналитические выводы, которые можно использовать для повышения качества образования, выстраивания системы методической работы.

В целях предупреждения указанных нарушений необходимо обеспечить соответствие уровня правовой грамотности руководителей образовательных организаций и профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса в части соответствия требованиям действующей нормативно-правовой базы.

В частности:

- органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, включить указанные вопросы в программы проведения совещаний, семинаров различного уровня; организовать мероприятия по обмену опытом разработки учебно-планирующей документации;  регулярно проводить совещания на основе материалов актов проверок образовательных организаций; анализировать причины допущенных нарушений; планировать меры по предупреждению нарушений обязательных требований при организации образовательного процесса; привлекать руководителей образовательных организаций, в которых нарушения по итогам проверок не выявлены, к мероприятиям по инспектированию подведомственных учреждений;

- ГАУ ДПО «БИПКРО» включить указанные вопросы в программы проведения совещаний, семинаров различного уровня, в программы курсовой подготовки;

- внедрить в практику работы общеобразовательных организаций Модель статистико-аналитического отчета по результатам оценочных процедур, модель комплексного плана мероприятий по повышению качества образования.

Нарушения при разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Подробно ↓

16 апреля 2014 года в департаменте образования и науки Брянской области специалистами отделов надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования проведен семинар с руководителями муниципальных органов управления образованием, в ходе которого рассмотрены вопросы «Требования к уставу и локальным актам образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Нарушения при разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

В работе семинара принял участие заместитель директора департамента образования и науки Брянской области А.П. Балахонов, который сообщил о результатах контрольно-надзорных мероприятий за деятельностью муниципальных органов управления образованием и организаций, осуществляющих образовательную деятельность в нашем регионе, в 2013 году.

В ходе семинара даны рекомендации по разработке уставов и локальных нормативных актов образовательных организаций в связи с вступлением в силу нового закона об образовании, сделан обзор изменений в законодательстве об образовании, даны рекомендации по предупреждению типичных нарушений обязательных требований при проведении проверок уставов образовательных организаций. Также разъяснены причины, содержание и правовые последствия нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов при разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Особое внимание уделено наиболее распространенным нарушениям при разработке и реализации рабочих программ учебных предметов «Искусство» и «Технология».

Специалистами отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования подготовлены практические материалы по теме семинара для ознакомления и использования в работе муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями области.

Презентациями проведенного семинара (скачать)

Кратко ↑


  Департамент образования в социальных сетях:
Создание сайта — компания "Альма", 2013
Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы: