14 Августа 2018
Информация за 2017-2018 учебный год о создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и об участии в государственной программе «Доступная среда»
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья департамент образования и науки Брянской области рассматривает создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
С целью обеспечения прав детей – инвалидов на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации в Брянской области разработан и реализуется «Межведомственный комплексный план по вопросам организации образования и создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Брянской области на период до 2020 года».
В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях Брянской области обучались 124759 детей,из которых2608 - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (или 2,1%) и 1359 дети-инвалиды (или 1,1%).
В 78 коррекционных классах общеобразовательных организаций области было организовано обучение для 301 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, 673 ребенка с ОВЗ обучаются в массовых классах, в том числе «в рамках инклюзии», 303 ребенка обучались индивидуально на дому.
В дошкольных образовательных организациях - 2163 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в учреждениях среднего профессионального образования- 443 студентов с ОВЗ, включая 161 инвалида.
Образовательные организации оснащены учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, а с целью обеспечения физической доступности образовательных учреждений - автотранспортом. Для детей-инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения, организовано их дистанционное обучение. С 2009 года в области реализуется проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. В прошлом учебном году 130 человек было охвачено данным проектом. 54 выпускников школ обучаются в ВУЗах с использованием дистанционных образовательных технологий.
В 2017-2018 учебном году в Брянской области функционировало 16 общеобразовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, в том числе 11 государственных:
-2 школы-интерната для детей-сирот, имеющих задержку психического развития и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения);
-6 школ-интернатов для детей с умственной отсталостью;
-3 школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В городе Брянске организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 муниципальных общеобразовательных организациях:
- 4 школы для детей с интеллектуальными нарушениями;
- детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха.
Общая численность обучающихся в указанных учреждениях составила 1331 ребенок, из которых 558 являются инвалидами (или 42%).
В 2017-2018 учебном году в Брянской области 41 участник государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования имел статус участника с ограниченными возможностями здоровья: 36 человек сдавали единый государственный экзамен (ЕГЭ), 5 человек – государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
При сдаче государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования зарегистрировано 126 участников с ОВЗ, из них 42 человека – в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ), 84 человека – в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
Для указанной категории участников государственной итоговой аттестации были созданы специальные условия: предоставлены отдельные аудитории, дополнительно экзамен продлен на 1,5 часа, обеспечено при необходимости наличие ассистентов, в ППЭ подготовлены комнаты для обеспечения питанием таких участников.
Во всех образовательных учреждениях проводится профориентационная работа в тесном сотрудничестве с психологической службой, центрами занятости населения, профессиональными образовательными организациями.
С целью выявления личностных способностей выпускников для освоения той или иной профессии с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе ГАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Брянской области проводятся индивидуальные консультации для детей и их родителей (законных представителей). В рамках индивидуального консультирования проводится тестирование на выявление профессиональных предпочтений, склонностей, а также индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Детям и их родителям (законным представителям) предоставляется информация об учебных заведениях, принимающих на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также о возможностях трудоустройства в г.Брянске и Брянской области через центры занятости населения.
В связи с внедрением в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденных приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 года №1598, и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 года №1599, СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26, департаментом образования и науки Брянской области разработаны и утверждены новые базисные учебные планы, а также методические рекомендации по внедрению ФГОС и особенностям работы в современных условиях. Организована работа по приведению в соответствие нормативно-правовой базы, разработке адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.
К новому 2018-2019 учебному году департаментом образования закуплены специальные учебники для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на сумму 2 млн. 380 тыс. 784 руб.
Особое внимание образовательные организации уделяют информированию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью об основных положениях образовательного стандарта (проведение родительских собраний, разъяснения на официальных сайтах общеобразовательных организаций, привлечение СМИ).
Брянская область с 2012 года участвует в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (далее – Программа). С 2012 по 2017 годы созданы условия для качественного образования детей-инвалидов на базе 126 общеобразовательных организаций и 11 учреждений среднего профессионального образования.
В 2018 году с целью развития инклюзивного (совместного) образования детей-инвалидов и детей, не имеющих отклонений в развитии, Правительством Брянской области в рамках Программы заключены два соглашения в интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
На основании конкурса участие в Программе принимают 8 образовательных организаций, в том числе 3 дошкольных образовательных организации, 3 общеобразовательные организации и 2 организации дополнительного образования.
Субсидия будет использована по двум направлениям:
1. на оснащение образовательных организаций специальным реабилитационным, компьютерным и учебным оборудованием;
2. на создание архитектурной доступности (проведение ремонтных работ).
На основании конкурсного отбора с 2016 года базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, определено ГАПОУ «Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я.Кучеева». В 2018 году продолжаются работы по созданию условий для качественного обучения инвалидов в техникуме, при этом средства субсидии также планируется использовать по указанным выше двум направлениям.
С целью независимой оценки по вопросу приобретения оборудования, определения видов работ, а также осуществления контроля за выполнением мероприятий Программы создана рабочая группа при общественном совете департамента образования и науки Брянской области (приказ от 28.02.2018 г. № 331), в которую вошли представители общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) и Брянского отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию».
Психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) оказывают школьные педагоги-психологи и специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения детей. В системе образования области функционируют Брянский областной психологический центр и 19 муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения.
С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом или психическом развитии, отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций на территории Брянской области функционирует Брянская областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая является структурным подразделением Брянского областного психологического центра.
В соответствии с совместным приказом департамента образования и науки Брянской области и департамента здравоохранения Брянской области от 31.08./07.09.2017г. №1734/747 утвержден состав Брянской областной психолого-медико-педагогической комиссии и график приема на ней детей и подростков.
Брянская областная психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением ГАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Брянской области.
Общее количество детей, обследованных специалистами областной ПМПК, в 2017 году составляет 1122 человека, из них 632 - дети дошкольного возраста.
Из общего количества обследованных детей на областной ПМПК в 2017 году 32 - имеют дефицитарность слухового анализатора, 33 – имеют дефицитарность зрительного анализатора, 112 - имеют парциальную несформированность высших психических функций (речевые нарушения), 15 - дефицитарность опорно-двигательного аппарата, 509 - парциальную несформированность высших психических функций, 263 - тотальное недоразвитие, у 47 детей развитие соответствует возрастной норме, требуется углубленное медицинское обследование в условиях стационара Брянской областной детской психиатрической больницы – 78.
За первое полугодие 2018 года областная ПМПК обследовала 738 детей Брянской области, из которых 488 - дети дошкольного возраста.
Из общего количества обследованных детей на областной ПМПК в первом полугодии 2018 года 16 – имеют дефицитарность слухового анализатора, 17 - имеют дефицитарность зрительного анализатора, 89 - имеют парциальную недостаточность вербального компонента деятельности, 5 – имеют дефицитарность опорно-двигательного аппарата, 338 – имеют парциальную несформированность высших психических функций, 134- имеют тотальное недоразвитие, у 52 детей развитие соответствует возрастной норме, требуется углубленное медицинское обследование в условиях стационара Брянской областной детской психиатрической больницы – 87 детей.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
В регионе функционируют 68 организаций дополнительного образования детей, на базе которых действует более 3000 кружков, секций и научных обществ обучающихся.
Кафедрой педагогики и психологии им. проф. В.Д.Симоненко Брянского ИПКРО в 2017-2018 учебном году организованы и проведены курсы повышения квалификации педагогических работников по дополнительным профессиональным программам «Реализация ФГОС НОО (начального общего образования) обучающихся с ОВЗ» (16 часов) и «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (16 часов), в которых приняли участие 413 педагогических работников образовательных организаций г.Брянска и Брянской области.
В мае 2017 года на базе БИПКРО проведен семинар для педагогических работников по теме: «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: первые шаги», в нем приняли участие 25 руководящих и педагогических работников образовательных организаций г.Брянска и Брянской области, в которых реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
482 слушателя из общеобразовательных учреждений области прошли курсовую переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение доступности общего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (16 часов), в программу которой включены вопросы введения указанных стандартов.
Специалисты образовательных организаций Брянской области регулярно принимают участие в обучающих мероприятиях созданных в России федеральных ресурсных центров для детей с различными нарушениями. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, постоянно принимают участие в вебинарах и других мероприятиях, проводимых ресурсными центрами, для повышения квалификации в рамках курсовой переподготовки.
В апреле 2018 года на базе Лицея №27 г.Брянска состоялась международная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики в коррекции и реабилитации детей с множественными нарушениями», организованная департаментом образования и науки Брянской области, Автономной некоммерческой организацией «Центр психологии и развития человека «Сфера», ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708».
Участниками конференции стали сотрудники НКО, специалисты, работающие в коррекции и реабилитации: педагоги, психологи, врачи неврологи, реабилитологи, инструкторы ЛФК, АФК, логопеды, дефектологи; учителя, воспитатели, специалисты, работающие в области специального и инклюзивного (интегративного) образования.
В Брянской области особая роль отводится вопросу вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социально активную деятельность, в том числе участие детей данной категории в различных творческих и спортивных мероприятиях.
На протяжении двух последних лет проводится Всероссийский телепроект «Ты супер!», в котором принимают участие музыкальные талантливые дети из детских домов, школ-интернатов, приёмных и опекунских семей России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Эстонии и Южной Осетии.
В 2017 году Брянскую область в данном телевизионном проекте телеканала НТВ достойно представила Кузавкова Анастасия, ребенок-инвалид из ГБОУ «Климовская школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с интеллектуальными нарушениями.
В 2018 году Брянскую область представила в этом же телевизионном творческом конкурсе также обучающаяся Климовской школы-интерната - Марина Ефимова, ребенок-сирота с ограниченными возможностями здоровья.
В августе 2017 года в г.Москве прошел VII Всероссийский фестиваль творчества «Жизнь безграничных возможностей» на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета. В этом празднике творчества принимали участие ребята в возрасте от 15 до 25 лет с ограниченными возможностями здоровья из образовательных учреждений не только России, но и Тувы, Татарстана, Азербайджана, Белоруссии.
Софья Рыжик, обучающаяся 10 класса ГБОУ «Трубчевская школа –интернат» для детей с нарушениями зрения представляла Брянскую область. Софья выступила в номинации «Вокальное исполнение». По итогам проведения Фестиваля Рыжик Софья награждена Дипломом лауреата в номинации «Вокальное исполнение».
В период с 25 сентября по 29 сентября 2017 года в Истринском районе Московской области состоялась Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организуемая Минобрнауки России.
В спартакиаде приняли участие 160 юных спортсменов и тренерский состав из 20 субъектов Российской Федерации: обучающихся с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Команды из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2 команды Москвы, Хабаровска, Ростова, Брянской области и других регионов России.
Честь Брянской области из числа слабовидящих детей отстаивал обучающийся 9 класса ГБОУ «Трубчевской школа - интернат» Путренков Егор в сопровождении учителя физической культуры Ефименко С. Н.
По итогам проведения Спартакиады Путренков Егор вошел в 10-ку лучших спортсменов.
|